ГЕЛЛА-ТЕЛЕКОМ. Телефонные новости. |
Очередь на установку телефона будет ликвидирована к 2005 г. |
Почти 6 миллионов россиян стоят сейчас в очереди на установку телефона. Министр связи заявил вчера, что очередь будет ликвидирована к 2005 г. Специалисты сходятся во мнении, что для достижения этой цели придется существенно увеличить как стоимость установки телефона, так и тарифы на услуги связи. Министр связи Леонид Рейман вчера выступил на встрече с бизнесменами, организованной Американской торговой палатой, где рассказал, что входящие в "Связьинвест" компании с каждым годом вводят все больше новых телефонных станций. По его подсчетам, при таких темпах за три года очередь на установку телефона в России наконец исчезнет. В самом "Связьинвесте" считают, что для ликвидации очереди на телефон необходимо соблюдение как минимум трех условий: проведение тарифной реформы, завершение формальной реорганизации холдинга и достижение макроэкономической стабильности в стране. В конце прошлого года общее количество местных телефонных линий в России составляло 26 млн. Кризис 1998 г. серьезно ударил по вводу местной номерной емкости. Если в 1997 г. было установлено 1,8 млн номеров, а в 1998 г. - 1,7 млн, то в 1999 г. количество новых номеров упало до 1,2 млн. В 2001 г. "Связьинвест" планирует резко увеличить темпы строительства местных сетей и ввести 1,8 млн номеров. Для этого холдинг намерен увеличить капитальные вложения. В 2001 - 2004 гг. "Связьинвест" собирается инвестировать в основной капитал свыше 110 млрд руб., и 56,8% этих средств планируется инвестировать в местную связь. В некоторых из "дочек" "Связьинвеста" - скажем, в Ярославской и Калужской областях - очередь на установку телефона вовсе отсутствует. "Спрос на установку телефона определяется ценой этой услуги и ее соотношением с покупательной способностью населения, - говорит руководитель одной из региональных "электросвязей". - Если установить достаточно высокую цену, очередь исчезнет сама собой". То есть часть населения просто откажется от мечты иметь свой телефон. По мнению связистов, "выше головы не прыгнешь" - существует закономерность, связывающая количество телефонов на сотню жителей с показателем ВВП на душу населения. То, что в Индии установлено два телефона на 100 жителей, свидетельствует не о плохой телефонизации страны, а о низком уровне жизни. Показатель телефонизации в России соответствует уровню платежеспособного спроса. "Размер очереди в России ограничен количеством домохозяйств в стране, - говорит аналитик компании "Тройка Диалог" Евгений Голосной. - Например, "Уралсвязьинформ" каждый год устанавливает некоторое количество телефонов. Но очередь при этом радикально не уменьшается. Это говорит о том, что при существующем уровне платы за установку, которая ниже себестоимости, очередь устранить невозможно". По данным Евгения Голосного, себестоимость установки телефона составляет не менее $400. Плата за установку телефона варьируется от 1000 руб. до 9000 руб. По оценкам экспертов компании "Коминфо Консалтинг", оптимистический вариант ликвидации шестимиллионной очереди - около шести лет (с учетом некоторой доли коммерческих установок) , реальный - 6 - 8 лет, пессимистический - свыше восьми лет. "При нынешних тарифах сами "электросвязи" не заинтересованы вводить новые номера, - говорит руководитель аналитического отдела ИК "НИКойл" Константин Чернышев. - Новые номера в такой ситуации превращаются из актива, приносящего компании прибыль, в пассив, порождающий обязательства оказывать услуги по невыгодным тарифам". Кроме того, по мнению Чернышева, к 2005 г. вполне можно удовлетворить реальный платежеспособный спрос, так как цифра в 6 млн очередников существенно завышена. В действительности платежеспособный спрос значительно меньше - лишь треть всех очередников готовы заплатить за установку телефона. |